Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Своевременное овладение правильной речью является основой дальнейшего развития личности. Человек с хорошо развитой речью становится полноценным участником коммуникаций, ему легче адаптироваться к обществу. Полноценная личность может быть развита только при условии сформированной речи. При помощи речи ребенок может легко взаимодействовать с окружающим миром, высказывать свои мысли, желания, аргументировать свою точку зрения, быть понятым. И наоборот, при несвязной речи ребенок становится необщительным, затрудняется коммуникативная функция, замедляется или нарушается дальнейшее развитие личности. Для формирования полноценной речи важно, чтобы речь ребенка была связной, и он обладал правильным звукопроизношением.
Многие дети умеют абсолютно точно различать и использовать звуки, в совершенстве владеют звуковой стороной речи. Они используют в ходе общения полноценный словарный запас, способны к грамматически правильному построению предложения. Однако этот процесс проходит различные стадии становления и не у всех одинаков [1].
Полноценное развитие речи подразумевает умение четко различать и произносить звуки, слова, склонять и словоизменять отдельные части речи. При этом ребенок овладевает артикуляционным аппаратом, учится правильному построению предложения. Важно умение грамотно выражать свои мысли и строить предложение. Это основные проблемы, которые необходимо решить еще в дошкольном возрасте, до того, как ребенок поступит в школу. Основным показателем того, насколько ребенок готов к поступлению в школу, является именно формирование правильной речи [2].
Овладение правильным произношением, культурой речи формирует правильное восприятие и правильное понимание происходящей действительности. Является залогом освоения грамоты, формирует умение читать. Необходимо помнить о том, что на основе правильной устной речи формируется письменная речь, и от того, насколько развито фонематическое восприятие напрямую зависит правильность письменной речи. В случае возникновения отставания в фонематическом слухе и восприятии возникают серьезные препятствия на пути успешного овладения учебным материалом, в чтении и письме. Это связано с тем, что возникают серьезные препятствия на пути к полноценному развитию звукового восприятия, выделения звуков в составе слова. Звуковое восприятие в норме у ребенка развивается именно в дошкольном возрасте [3].
Важно начать коррекцию до того момента, как ребенок начнет осваивать грамоту. Кроме того, профилактическая и коррекционная работа должна быть проведена до начала учебы в школе, поскольку школьная программа и обстановка создает дополнительную нагрузку на организм ребенка. Также ребенок в школе подвергается стрессовому воздействию, что значительно усугубляет процесс лечения и осложняет течение нарушений [4].
Проблематика исследования. Одной из основных проблем у детей с нарушениями речи в дошкольном и младшем школьном возрасте является неумение правильно склонять и видоизменять прилагательные. При наличии отклонений и нарушений речи, неумении словоизменять, склонять отдельные части речи, важно обеспечить своевременную коррекцию и профилактику нарушений (пропедевтику). В ее основе лежит целенаправленная работа с логопедом.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что полноценное развитие речи является залогом дальнейшего успешного развития ребенка, основой для обучения в школе. В связи с этим огромную значимость приобретает пропедевтика – работа по профилактике нарушений речи.
Объект исследования: нарушения речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: словоизменение прилагательных у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Цель исследования – исследовать особенности словоизменения прилагательных у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники и научные публикации по теме исследования.
2. Изучить особенности развития речи ребенка дошкольного возраста.
3. Определить особенности ведения логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
4. Провести исследование особенностей словоизменения прилагательных у детей с нарушениями речи.
5. Обобщить результаты и сформулировать выводы.
Методы исследования. Теоретические – анализ литературных данных, научных публикаций, результатов статистических и эмпирических исследований различных авторов. Обобщение, систематизация, анализ. Практические – педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для составления методических рекомендаций, представлять интерес для студентов и практикующих специалистов, работающих с детьми с нарушениями речи при обучении и воспитании ребенка, подготовке к школе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы логопедической работы по развитию речи у детей дошкольного возраста
1.1. Речевое развитие детей дошкольного возраста как предмет исследования
Важную роль в формировании основных навыков играет речь ребенка. Речь является одним из средств взаимодействия человека с окружающей средой, окружающими людьми, между собой.
Связная речь – один из важнейших компонентов коммуникативной культуры, который активно развивается в дошкольном возрасте. Овладение связной речью – сложный и трудоемкий процесс, который требует постепенного освоения ряда навыков. Первым этапом является освоение монологической речи. На втором этапе приступают к расширению словарного запаса, построению связных, последовательных высказываний. Для этого целесообразно задать определенную тему, на которую необходимо развить высказывание. Более сложным этапом является создание рассказов. Часто, стремясь преподнести информацию,
Речь должна быть урегулированной и тщательно спланированной. Информация должна быть доступной для понимания и усложняться только после полного усвоения и закрепления на практике. При работе необходимо учитывать психологические особенности ребенка, его возрастные отличия. Обычно применяются не только педагогические, но и воспитательные меры [4].
Ребенку необходимо отрабатывать навыки устной речи. При отработке навыков устной речи самым затруднительным этапом обучения является формирование связной речи. Проблема состоит в первую очередь в необходимости структурирования ассоциаций, возникающих в процессе разговора. Излишняя эмоциональность и субъективный подход должен быть устранен еще на ранних этапах обучения. От последовательности изложения зависит то, насколько хорошо говорящий будет понят своим оппонентом. В дальнейшем связная речь будет необходимой базой для формирования более сложных видов деятельности.
К примеру, изложение, написание сочинений, эссе основано именно на применении конструкций связной речи. В основе связной речи лежит принцип систематического последовательного изложения. От формирования связной речи на ранних этапах обучения зависит глубина познания окружающего мира, полнота познания и освоения, как культуры и традиций страны, так и реалий окружающей жизни. В дальнейшем от качества полученного образования будет зависеть кругозор человека, степень развития личности, успешность общения [5].
Основными критериями, по которым устную речь считают не связной являются: искажение логики и последовательности высказывания, фрагментарность, отвлечение от темы. Отвлечение от темы следует устранять на ранних этапах подготовки. Именно отвлечение ведет к образованию побочных ассоциаций, в результате чего речь становится бессмысленной, неосознанной.
Основными критериями оценки речи является лингвистический, психолингвистический анализ. На основании изучения многочисленных источников методической литературы, можно прийти к заключению, что связная речь является совокупностью отдельных фрагментов речи, которые объединены между собой на основании общности темы высказывания. Эти элементы непременно должны находиться в тесной взаимной связи между собой. Кроме того, они должны быть объединены в единую смысловую структуру [6].
На основе монологической речи может быть сформирована диалогическая речь. Диалогическая речь является следующим этапом формирования связной речи, к освоению которой необходимо приступать после успешного освоения и закрепления монологической речи. Однако
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 272 с.
3. Байкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнением.- СПб:КАРО, 2005. – 365с.
4. Балобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 240 с.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».» 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 218с.
6. Брежнева Е. А., Брежнев Н. В. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями. М.: Владос, 2008. – 164с.
7. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. – Биробиджан: ОблИУУ, 2005. –36 с.
8. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40
9. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 2001. 24с.
10. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М.: Просвещение. - 1989. - с. 27-29
11. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. – 528с.
12. Глухов В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 276с.
13. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона // Логопед - 2004. - № 1. - С. 41-47
14. Деревянко Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практ. психология и логопедия. – 2006. - № 4. – С. 57-60.
15. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. (сборник методических рекомендаций) – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 129с.
16. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.:
17. пресс Экслибрис, 2003. – 125с.
18. Лебедева Н. Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. - № 1-2. - 2003. -, - С. 68
19. Логопедия: Преодоление общ. недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б.
20. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховско. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 538с.
21. Макарова В. Н. Комплекс контрольно-тестовых заданий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»./Под ред. В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, В. И. Яшиной. – Орел.: Изд-во ОГУ, 2002. – 48с.
22. Микляева Ю.В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-го уровня//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003 - №4. – С. 26
23. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6--7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - с. 51.